Эти бесценные записи попали ко мне от семьи Слепченко, а им были подарены нашими московскими родственниками - потомками дедушки Васи Подлиняева и его жены бабушки Ляли. Записи сделала сама бабушка Ляля (Ольга Тимофеевна).
Поскольку без согласия дарителей я не имею права публиковать мемуары, хочу поделиться с читателем моментами, которые меня наиболее впечатлили и заставили посмотреть на историю всей страны и на события, происходящие в государстве в 1 пол. 20 века, под несколько другим углом.
Итак, что же я для себя вынесла из прочтения мемуаров? О чём узнала?
1. О том, что в старину среди купцов 1 гильдии так же, как и сейчас среди "мажоров" и олигархов, были не только уважаемые люди, но также и пьяницы, развратники, тираны. О том, что легко можно было проиграть в карты несколько деревень крестьян и пропить конный завод рысаков.
2. О том, что , пардон, блядство проявлялось не просто в отсутствии хозяина ночами дома. Можно было, к примеру, привезти домой княжну (каждую неделю новую) и заставлять жену-столбовую дворянку и дочь мыть своей любовнице ноги.
3. О том, что дворянская честь была присуща далеко не всем дворянам, так же , как и девственность до брака - далеко не всем знатным девушкам. Княжна могла быть и распутной девицей. И это не единичный случай.
4. О том, что насилие в семье в дореволюционной России было обычным делом не только в крестьянских малограмотных семьях (как писал М.Горький, кажется). Было насилие или нет - зависело от личности, моральных качеств каждого отдельно взятого мужчины, а не от сословия. Полиция была на стороне мужа. А довести тиранией до болезни и скоропостижной смерти жену и дочь- обычное дело, законом не наказывалось.
5. О том, что людям с инвалидностью пенсию не давали, а посылали на лёгкую работу, если не было средств к существованию. Из льгот - бесплатное обучение детей при наличии у них хороших оценок.
6. О том, что туберкулёз косил людей по-страшному (и лёгких, и костей). А кого он не настиг, то была ещё холера, сыпной и брюшной тиф, сибирская язва.
7. О том, что детей рождалось столько, что матери со счёта сбивались. Пересчитывали только тех, кто выжил. Рожали женщины и под 50 лет. Дети в многодетных бедных семьях были не в радость, матери сами желали им смерти, а иногда и способствовали тому, чтоб эта смерть наступила. Страшно представить, насколько же могли быть тяжёлыми условия жизни, что инстинкт самосохранения, выживания доминировал над материнским. И дети, вырастая, прекрасно знали, что были нежеланными, что мать им смерти желала в младенчестве. Но никто даже не думал обижаться на это. Написанное касается как 1910, так и 1949 года (казалось бы! - после войны, всё уже тихо-спокойно).
8. О том, что немцы в конце 18 века были рады, если какой-нибудь богатый российский помещик выпишет его к себе с семьёй работать. Это как мы бы сейчас были рады получить рабочую визу в Германию.
9. О том, что немки на генетическом уровне хозяйственны, аккуратны, экономны.
10. О том, что немецкий язык имеет диалекты. И вновь прибывшие из Пруссии немцы не понимали речь тех немцев, что уже давно проживали в поселениях-колониях на территории Российской империи.
11. О быте и домашнем укладе отдельной семьи, о семейных традициях, о порядке в доме. Всё в подробностях : распорядок дня, что на первое/второе/третье, что готовили в воскресенье, как садились за стол, чем полы мазали и чем застилали, как Рождество отмечали и много подобных мелочей, которые будут интересны тем (особенно женщинам), кого вообще интересуют семейные традиции предков и погода в доме. Узнала, что варить яйца в самоваре - это не моё изобретение от безысходности на даче при отсутствии газа, а практиковалось задолго до меня)))
12. О том, что рождественские подарки до революции дети находили утром под ёлкой в новых чулочках. А те дети, кто выступал под ёлкой, получал в подарок игрушку с этой же ёлки.
13. О том, что пост массово не соблюдали. Да и вообще нельзя сказать, что народ был сильно религиозен. Конечно, были и очень верующие люди, но были даже неверующие священники.
14. Были изумительные помещики, которые с пониманием и человечностью относились к крестьянам, но их моральные качества всё равно не спасли их от постреволюционных преследований. А были и такие, о которых Шевченко писал - безжалостные эксплуататоры.
14. О том, что в целом мир делился не на чёрное и белое, как в учебнике истории, а на гораздо больше оттенков, да всё в тёмных тонах в основном. Мы привыкли считать, что были красные и белые, да все идейные. А в реале тех, кто за идею воевал, было не так уж много. Или во всяком случае, не массово. Основная же часть мирных жителей могла примыкать то к красным, то к белым (в зависимости от того, кто занял территорию). Не идея была ведущей, а выживание. В одной семье среди родных братьев могли быть и те, кто сильно пострадал от революции , и революционеры. При этом ссор в семье не было. Все деньги приносились в дом - у белых ли заработаны или у красных.
15. О том, что поколение, пережившее две войны, поменявшее в связи с войнами и голодом огромное количество мест жительства, пронесло через всю жизнь основную мысль: выжить, пережить зиму, потом ещё одну, и ещё одну,... и это страшно.
16. О том, что ещё один, хоть и дальний, но всё же родственник, был травником, народным лекарем.
17. О заикании! Представляете, мне, последние 10 лет работающей над коррекцией заикания, удалось найти сведения о том, как жилось сильно заикающимся детям в начале 20 века! Что можно было обучаться дома и сдавать экстерном.
18. О взаимоотношениях в семье, о взаимопомощи, о распределении обязанностей дома, о сплочённости и взаимоподдержке даже тогда, когда братья и сёстры уже имели свои семьи. Кормили свои семьи и вместе, дружно помогали дать образование самой младшей сестрёнке.
19. О том, что высшее образование после революции могли получить в первую очередь - рабочие, во вторую - крестьяне. Эти категории пользовались льготами, получали общежитие. Детям из интеллигенции было очень сложно пробиться в вуз.
20. О том, что в Харькове, когда он был столицей Украины, было всего 2 русские школы, одна из которых - для детей чиновников. Было много украинских магазинов, и девочки -студентки могли подрабатывать, беря там вышивки.
21. О том, что в период НЭПа на Донбассе было много евреев - шахтовладельцы, владельцы магазинов, базарных лавок. И общались они между собой на своём языке.
22. Образование стремились получить, чтобы работа была выше оплачиваемая (что вполне логично). Образованный член семьи - это спасение от нищеты для всей семьи.
23.О том, что секс до брака был между молодыми людьми и в те давние времена. И не настолько это порицалось, как мы привыкли считать из художественной литературы. Иногда это заканчивалось свадьбой. А иногда не заканчивалось. И вовсе не потому, что парень поматросил и бросил, а потому что девушка не захотела. Вот пожила с ним или повстречалась и передумала, отказала замуж идти. И ничего, что ребёнка при этом внебрачно нажили. Детка - в радость, а папу за порог. И такое было.
24. О гипнозе. Удивительно читать, когда о гипнотическом сне, в который мать вводит сына, чтобы выведать у него секреты, пишут, как о чём-то обыденном и не вызывающем вопросов. Стало быть, практиковалось такое...
25. О том, что роман Булгакова "Собачье сердце" построен не на пустом месте. Действительно, в те годы проводились исследования по омоложению организма с помощью пересадки желез. Правда, исследования эти были на мышах, но всё же были, хоть и не закончились успехом.
26. О том, что жёны и дети советских солдат, оставшиеся на наших оккупированных территориях, вспоминали потом разницу в культуре поведения солдат Германии и Румынии. Румыны оставили о себе крайне неприятное впечатление.
Поскольку без согласия дарителей я не имею права публиковать мемуары, хочу поделиться с читателем моментами, которые меня наиболее впечатлили и заставили посмотреть на историю всей страны и на события, происходящие в государстве в 1 пол. 20 века, под несколько другим углом.
Итак, что же я для себя вынесла из прочтения мемуаров? О чём узнала?
1. О том, что в старину среди купцов 1 гильдии так же, как и сейчас среди "мажоров" и олигархов, были не только уважаемые люди, но также и пьяницы, развратники, тираны. О том, что легко можно было проиграть в карты несколько деревень крестьян и пропить конный завод рысаков.
2. О том, что , пардон, блядство проявлялось не просто в отсутствии хозяина ночами дома. Можно было, к примеру, привезти домой княжну (каждую неделю новую) и заставлять жену-столбовую дворянку и дочь мыть своей любовнице ноги.
3. О том, что дворянская честь была присуща далеко не всем дворянам, так же , как и девственность до брака - далеко не всем знатным девушкам. Княжна могла быть и распутной девицей. И это не единичный случай.
4. О том, что насилие в семье в дореволюционной России было обычным делом не только в крестьянских малограмотных семьях (как писал М.Горький, кажется). Было насилие или нет - зависело от личности, моральных качеств каждого отдельно взятого мужчины, а не от сословия. Полиция была на стороне мужа. А довести тиранией до болезни и скоропостижной смерти жену и дочь- обычное дело, законом не наказывалось.
5. О том, что людям с инвалидностью пенсию не давали, а посылали на лёгкую работу, если не было средств к существованию. Из льгот - бесплатное обучение детей при наличии у них хороших оценок.
6. О том, что туберкулёз косил людей по-страшному (и лёгких, и костей). А кого он не настиг, то была ещё холера, сыпной и брюшной тиф, сибирская язва.
7. О том, что детей рождалось столько, что матери со счёта сбивались. Пересчитывали только тех, кто выжил. Рожали женщины и под 50 лет. Дети в многодетных бедных семьях были не в радость, матери сами желали им смерти, а иногда и способствовали тому, чтоб эта смерть наступила. Страшно представить, насколько же могли быть тяжёлыми условия жизни, что инстинкт самосохранения, выживания доминировал над материнским. И дети, вырастая, прекрасно знали, что были нежеланными, что мать им смерти желала в младенчестве. Но никто даже не думал обижаться на это. Написанное касается как 1910, так и 1949 года (казалось бы! - после войны, всё уже тихо-спокойно).
8. О том, что немцы в конце 18 века были рады, если какой-нибудь богатый российский помещик выпишет его к себе с семьёй работать. Это как мы бы сейчас были рады получить рабочую визу в Германию.
9. О том, что немки на генетическом уровне хозяйственны, аккуратны, экономны.
10. О том, что немецкий язык имеет диалекты. И вновь прибывшие из Пруссии немцы не понимали речь тех немцев, что уже давно проживали в поселениях-колониях на территории Российской империи.
11. О быте и домашнем укладе отдельной семьи, о семейных традициях, о порядке в доме. Всё в подробностях : распорядок дня, что на первое/второе/третье, что готовили в воскресенье, как садились за стол, чем полы мазали и чем застилали, как Рождество отмечали и много подобных мелочей, которые будут интересны тем (особенно женщинам), кого вообще интересуют семейные традиции предков и погода в доме. Узнала, что варить яйца в самоваре - это не моё изобретение от безысходности на даче при отсутствии газа, а практиковалось задолго до меня)))
12. О том, что рождественские подарки до революции дети находили утром под ёлкой в новых чулочках. А те дети, кто выступал под ёлкой, получал в подарок игрушку с этой же ёлки.
13. О том, что пост массово не соблюдали. Да и вообще нельзя сказать, что народ был сильно религиозен. Конечно, были и очень верующие люди, но были даже неверующие священники.
14. Были изумительные помещики, которые с пониманием и человечностью относились к крестьянам, но их моральные качества всё равно не спасли их от постреволюционных преследований. А были и такие, о которых Шевченко писал - безжалостные эксплуататоры.
14. О том, что в целом мир делился не на чёрное и белое, как в учебнике истории, а на гораздо больше оттенков, да всё в тёмных тонах в основном. Мы привыкли считать, что были красные и белые, да все идейные. А в реале тех, кто за идею воевал, было не так уж много. Или во всяком случае, не массово. Основная же часть мирных жителей могла примыкать то к красным, то к белым (в зависимости от того, кто занял территорию). Не идея была ведущей, а выживание. В одной семье среди родных братьев могли быть и те, кто сильно пострадал от революции , и революционеры. При этом ссор в семье не было. Все деньги приносились в дом - у белых ли заработаны или у красных.
15. О том, что поколение, пережившее две войны, поменявшее в связи с войнами и голодом огромное количество мест жительства, пронесло через всю жизнь основную мысль: выжить, пережить зиму, потом ещё одну, и ещё одну,... и это страшно.
16. О том, что ещё один, хоть и дальний, но всё же родственник, был травником, народным лекарем.
17. О заикании! Представляете, мне, последние 10 лет работающей над коррекцией заикания, удалось найти сведения о том, как жилось сильно заикающимся детям в начале 20 века! Что можно было обучаться дома и сдавать экстерном.
18. О взаимоотношениях в семье, о взаимопомощи, о распределении обязанностей дома, о сплочённости и взаимоподдержке даже тогда, когда братья и сёстры уже имели свои семьи. Кормили свои семьи и вместе, дружно помогали дать образование самой младшей сестрёнке.
19. О том, что высшее образование после революции могли получить в первую очередь - рабочие, во вторую - крестьяне. Эти категории пользовались льготами, получали общежитие. Детям из интеллигенции было очень сложно пробиться в вуз.
20. О том, что в Харькове, когда он был столицей Украины, было всего 2 русские школы, одна из которых - для детей чиновников. Было много украинских магазинов, и девочки -студентки могли подрабатывать, беря там вышивки.
21. О том, что в период НЭПа на Донбассе было много евреев - шахтовладельцы, владельцы магазинов, базарных лавок. И общались они между собой на своём языке.
22. Образование стремились получить, чтобы работа была выше оплачиваемая (что вполне логично). Образованный член семьи - это спасение от нищеты для всей семьи.
23.О том, что секс до брака был между молодыми людьми и в те давние времена. И не настолько это порицалось, как мы привыкли считать из художественной литературы. Иногда это заканчивалось свадьбой. А иногда не заканчивалось. И вовсе не потому, что парень поматросил и бросил, а потому что девушка не захотела. Вот пожила с ним или повстречалась и передумала, отказала замуж идти. И ничего, что ребёнка при этом внебрачно нажили. Детка - в радость, а папу за порог. И такое было.
24. О гипнозе. Удивительно читать, когда о гипнотическом сне, в который мать вводит сына, чтобы выведать у него секреты, пишут, как о чём-то обыденном и не вызывающем вопросов. Стало быть, практиковалось такое...
25. О том, что роман Булгакова "Собачье сердце" построен не на пустом месте. Действительно, в те годы проводились исследования по омоложению организма с помощью пересадки желез. Правда, исследования эти были на мышах, но всё же были, хоть и не закончились успехом.
26. О том, что жёны и дети советских солдат, оставшиеся на наших оккупированных территориях, вспоминали потом разницу в культуре поведения солдат Германии и Румынии. Румыны оставили о себе крайне неприятное впечатление.
Комментарии
Отправить комментарий